Лишение водительских прав за оставление места дтп

В правилах дорожного движения написано: если водитель попал в ДТП, то ему категорически запрещено покидать место аварии. Там он должен ждать приезда сотрудников патрульной службы. Если водитель уехал с места происшествия, то серьезного наказания ему не избежать.

Лишение водительских прав за оставление места дтп

Составляя протокол об оставлении места ДТП, инспекторы ГИББД действуют в соответствии с инструкцией. Но каждый ли раз их действия правомерны? Что в первую очередь нужно знать, чтобы миновать ответственности за оставление места аварии, расскажет эта статья.

Понятие «Оставить место ДТП»

Множество определений, которые схожи с выражением «Покидание места ДТП», регламентируемое ч.2 ст. 12.27 КоАП РФ, вызывают путаницу. Это недопустимо в данном вопросе.

Понятие «оставление» подразумевает под собой действие участника ДТП, когда он удаляется на такое расстояние, что находится вне зоны видимости других участников аварии. При этом отсутствует довольно продолжительное время и не появляется в тот момент, когда на место ДТП подъехали сотрудники ГИБДД, уполномоченные страховых и прочих других организаций.

Каким образом нарушитель может покинуть место, где случилась авария:

  • при помощи автомобиля, на котором совершена авария;
  • любым другим способом (бегом, с помощью такси, используя машину друга и т.д.), но его собственная машина в этот момент остается на месте, где и произошло ДТП.

Оставлением не считается:

  • если машина была передвинута относительно места столкновения ближе к обочине метров на 10, чтобы не мешать проезду;
  • когда автомобиль с помощью другого лица или эвакуатора перемещается в недосягаемую от ДТП зону, но при этом водитель-участник происшествия остается на месте.

Каковы обязанности водителя после ДТП

Как вести себя после аварии знает не каждый автовладелец. Но в Правилах дорожного движения полностью расписаны действия водителя, попавшего в дорожное происшествие:

  1. прекратить движение до полной остановки;
  2. активировать «аварийку»(включить ее);
  3. обязательно поставить предупредительный аварийный знак;
  4. прибегнуть к мерам, которые бы сохранили положение предметов, вещей в том же состоянии, какими они стали после аварии;
  5. если есть жертвы аварии, то оказать им помощь. Для этого необходимо набрать телефон единой службы 112 и к месту происшествия вызвать не только скорую помощь, но и полицию. Если возникает необходимость, то участнику ДТП разрешается помочь пострадавшему добраться до ближайшего медпункта, привлекая попутный транспорт;
  6. в случае, если столкнувшиеся машины разбросало по всей ширине дороги, и они мешают свободному перемещению проходящего транспорта, то необходимо запечатлеть сложившуюся аварийную ситуацию с помощью фото или видеосъемки (можно просто начертить схему на листе бумаги) и расчистить проезжую часть;
  7. привлечь очевидцев, сделать запись их показаний и ждать, когда приедут сотрудники полиции.

Покидая место ДТП, водитель совершает ошибку, так как игнорирует свои обязанности, описанные в правилах дорожного движения.

Отсутствие водителя на месте происшествия

Ситуация, когда участника аварии не оказалось на месте к моменту приезда группы сотрудников ГИБДД, встречается очень часто. Причина этого кроется в следующем:

  • алкогольное состояние водителя. Многократно ужесточилось наказание за нахождение в нетрезвом состоянии за рулем, но аварий с многочисленными жертвами и сильно покореженными машинами меньше не стало. Чтобы не попасть под статью, нарушители быстро скрываются после наезда на людей или столкновения с машиной;
  • причинение серьезных травм людям. Водитель стремится уклониться от уголовного преследования за нанесение вреда здоровью или в случае смертельного исхода пострадавшего в аварии, поэтому скрывается;
  • легкое, едва заметное повреждение другого автомобиля. Такая ситуация чаще всего случается на парковках, когда, разворачиваясь, водитель цепляет стоящую машину и, ничего не заметив, спокойно уезжает. В юридической практике это самые спорные случаи, так как невозможно доказать был ли злой умысел в действиях водителя или это просто случайность;
  • коварный расчет нарушителя. Он знает, что у административной ответственности также есть срок давности, равный 3 месяцам. Водитель надеется на истечение срока, после которого привлекаться к ответственности уже не будет. Но, благодаря камерам видеонаблюдения, практически, каждый виновник ДТП получает свое заслуженное наказание.
  • водитель торопится. Бывает, что патрульная служба задерживается, а водитель спешит на важную встречу, поэтому он не дожидается и уезжает с места происшествия.

Ответственность водителя, покинувшего место аварии

В Административный и Уголовный кодекс РФ в скором времени будут внесены поправки, так как в Государственную Думу для рассмотрения уже поступили новые предложения. Некоторые депутаты вообще предлагают на поправках не останавливаться, а сразу включить статью в УК за оставление места ДТП. В качестве наказания за применение этой статьи — лишение свободы на срок от 2-х до 5-ти лет. Сегодня  такие действия рассматриваються, как целенаправленное оставление человека в опасности.

Например, гражданином Петровым П.П. на ночной трассе был сбит пешеход Сидоров С.С., который стоял на обочине возле своего авто. Петров П.П. хорошо видел состояние потерпевшего: у него была повреждена голова, кровоточили раны на руках и теле, и он не подавал признаков жизни, так как был в бессознательном состоянии. Вместо того, чтобы помочь потерпевшему, в соответствии с требованиями ПДД, Петров П.П. скрылся. Потерпевшего доставила в больницу через несколько часов группа дальнобойщиков, но спасти жизнь Сидорову С.С. не удалось. Из заключения эксперта стало известно, что, если бы помощь потерпевшему была оказана своевременно, то он сейчас был бы жив. Когда состоялся суд, прокурор доказал виновность Петрова П.П., что он, испугавшись наказания, оставил беспомощного человека одного ночью и не помог потерпевшему, хотя прекрасно видел его состояние. К наказанию Петров П.П. был привлечен сразу по 2-м статьям: по 264 УК РФ ч.1 (причинение тяжкого вреда здоровью вследствие нарушения правил эксплуатации ТС) и по 125 УК РФ (оставление в опасности). В итоге Петров П.П. отбывает срок за решеткой.

Но данный пример достаточно редко встречается в юридической практике, так как не всегда удается собрать объективные доказательства умышленного действия виновника происшедшего.

Довольно часто встречается иная ситуация, когда водитель решил не дожидаться инспекторов ГИБДД и за это его ждет привлечение к административной ответственности, которая включает в себя:

  • 15-суточный арест;
  • или лишение прав на вождение ТС, сроком от 1-1.5 лет.

Уже давно специалистами по дорожному праву предлагается снизить минимальный срок лишения прав, который установлен в данное время. Также, в соответствии с законопроектом, внесено предложение дополнительно взимать с нарушителей штраф в пределах до 30 тыс. руб. До настоящего времени за покидание места ДТП КоАП РФ денежного наказания не предусматривал.

С одной стороны поступило предложение об ужесточении наказания водителей, когда они позволяют себе оставить место аварии, с другой стороны выступают за снижение нижнего порога срока лишения ВУ. Где логика? Этот шаг вполне оправдан судебной практикой. С таким правонарушением оспорить протокол можно разными способами. То же самое происходит с ситуациями на дорогах, которые тоже могут складываться по-разному.

Молодые водители, не имея стажа езды, управляют машиной невнимательно и, иногда задевая чужую машину, уезжают. Несмотря на то, что повреждения, нанесенные другой машине, незначительны, но к нарушителю может быть применено такое наказание, что он не сможет управлять машиной в течение 1 года.

Что касается верхней границы лишения прав по административному нарушению, то ее снижать никто не собирается. И связано это с тем, что частой причиной отсутствия водителя на месте становится его алкогольное опьянение.

Те изменения, которые коснуться законодательства, помогут судьям и дадут им возможность индивидуального подхода к каждому отдельно взятому нарушению, чтобы максимально объективно подойти к административному наказанию и вынести соответствующее решение.

Арест 15 суток за оставление места ДТП

Постановление, предваряющее арест, может быть вынесено только судом. Такого полномочия, как отправить под арест нарушителя, у инспекторов ГИБДД нет и быть не может.

Нарушителю необходимо присутствовать в суде, если он несет ответственность за оставление места ДТП и ему в дальнейшем грозит арест.

Участник ДТП может быть подвергнут аресту, но лишь в том случае, когда протокол рассматривается в суде по месту совершения правонарушения. Данные действия со стороны правоохранительных органов встречаются редко и только тогда, когда ДТП стало причиной гибели людей, и виновнику этой ситуации грозит длительный срок наказания.

В 2020 году статьей 12.27 КоАП РФ предусмотрено и альтернативное наказание за оставление места ДТП. Это может быть арест, либо лишение ВУ. Но одновременно эти санкции применяться не могут.

пункт 2 статьи 12.27 КоАП РФ

Штраф за оставление места ДТП

В 2020 году наказание за скрытие с места ДТП будет исходить из следующего:

  • Штраф за оставление места происшествия в 2020 году взиматься не будет (см. КоАП РФ);
  • В кодексе четко прописано, что нарушитель будет наказан за оставление места происшествия. Выбирая меру наказания, прибегают к лишению прав либо административному аресту.

Наказание (арест или лишение прав) вступает в силу только после судебного решения.

Когда оставление места ДТП не наказуемо

Иногда водитель не несет ответ за то, что уехал с места столкновения автомобилей, или сбил пешехода. Каждому автолюбителю необходимо знать, когда его отсутствие наказано не будет.

1. При составлении европротокола только между двумя участниками ДТП. Этот официальный документ фиксирует письменное соглашение сторон на возмещение ущерба в размере до 50 тыс. руб., а в июне 2020 года эта сумма возрастет до 100 тыс. руб. Вызывать службу ДПС в этом случае не нужно. Этот вариант возможен при следующих условиях:

  • отсутствуют физически пострадавшие лица и повреждению подверглось не более 2-х машин-участниц ДТП;
  • оба водителя имеют полюса ОСАГО;
  • стороны пришли к согласию по поводу характера повреждений и оценке стоимости работ по восстановлению целостности транспортных средств;
  • между сторонами также не было взаимных упреков и возражений, касающихся обстоятельств дела (места, времени, степени виновности каждого, положения автомобилей).

При невыполнении хотя бы одного из этих условий, европротоколу присуждается статус «недействительный» и, как следствие, оставление места ДТП повлечет наказание.

2. Нарушившие правила нарисовали схему происшествия и следуют к посту ДПС для оформления соответствующих документов. Необходимо, чтобы данное происшествие обошлось без пострадавших и спорных вопросов по поводу случившегося.

3. Если есть пострадавший в результате аварии, то водитель сопровождает его для получения помощи специалиста-медика в ближайший медицинский пункт.

В кодексе за участником ДТП закреплена обязанность, которая предусматривает оказание помощи лицу, пострадавшему в аварии, но это только с одной стороны. Другая же сторона кодекса вводит запрет на покидание места аварии. Обстоятельство, по которому не было найдено иного способа, чтобы оказать помощь пострадавшему, и будет основанием, которое освободит водителя от административной ответственности по данному пункту. Прежде, чем удалиться с места аварии, необходимо сфотографировать сложившуюся ситуацию, расположение всех предметов с разных ракурсов, а затем выполнить свой гражданский долг и обязательно вернуться. Это очень важно при оценке исключительности характера нарушения.

Например, при столкновении машин Мамонтова М.М. и Иванова И.И. пострадал, не водитель, а пассажир, сидевший в машине Иванова И.И. по фамилии Гаврилов Г.Г., что потребовало срочного медицинского вмешательства. Авария произошла в пределах города и следовавшие мимо автомобили останавливались, их владельцы предлагали помощь, чтобы доставить пострадавшего в больницу, также вызвали скорую помощь. Мамонтов М.М. не стал дожидаться скорой, забрал Гаврилова Г.Г. и повез в больницу, но по каким- то непонятным причинам на место происшествия не вернулся. Гаврилову Г.Г. могли оказать помощь и посторонние лица, поэтому суд отклонил жалобу Мамонтова М.М., которая касалась отмены постановления о привлечении его к ответственности административного характера по статье 12.27 КоАП РФ ч.2 за оставление места ДТП.

4. Срочно потребовалось освободить проезжую часть, как от самого автомобиля, так и от его разлетевшихся фрагментов. Вначале нужно зафиксировать момент аварии, а затем освобождать пространство, чтобы не создавать затор на дороге. Вообще, по правилам, трогать машину, перемещать ее запрещено. Но все зависит от исключительного характера каждого случая.

Если участник ДТП оставил место происшествия

Допустим, при нарушении ПДД вы приняли для себя решение не дожидаться прибытия группы сотрудников ГИБДД. Поэтому вас ждет не только ответственность административного характера, но и некоторые неприятные моменты:

  • искажение фактов аварийной ситуации, сложившейся на дороге. Другой участник представит свое видение дела и, как часто бывает, оно бывает не всегда правдивым. Привлеченные свидетели без должного внимания отнесутся к нюансам происшествия. В итоге в суд будет представлена схема, не соответствующая действительности. Потом попробуйте доказать обратное. Это прежде всего относится к потерпевшим. Это они часто уезжают с места ДТП вместо того, чтобы дождаться приезда инспекторов.

Например, Потерпевшим в аварии стал водитель Трофимов Т.Т., так как Платов П.П. не соблюдал ПДД. Платов П.П. начал двигаться на запрещающий свет светофора, и машина Трофимова Т.Т., перемещающаяся по правилам на разрешающий свет, получила повреждение. От европротокола мужчины отказались, так как разошлись во мнении, кто виновен и как оценивать ущерб. Со своей стороны Платов П.П. начал утверждать, что, когда свет светофора поменялся на желтый, он начал совершать маневр, но не успел его закончить. Но Трофимов Т.Т. торопился в аэропорт, на контроль ситуацию не поставил, то есть не сфотографировал расположение столкнувшихся транспортных средств на проезжей части и не нарисовал схему. И, спустя время, доказать вину Платова П.П. ему не удалось. Все дело в том, что в машине у Платова П.П. находилось 2 пассажира, они и дали показания в пользу нарушителя, что его автомобиль пересекал улицу на разрешающий свет. Так была искажена аварийная ситуация. Трофимов Т.Т был привлечен к ответственности административного характера за то, что не остался на месте аварии. Фактически, невиновный человек стал виноватым.

  • Федеральное законодательство предусмотрело следующее: создать особые условия выплат по ОСАГО тем, кто стал виновным в ДТП, но с места происшествия уехал.

На плечи страховой компании, которой пользуется виновник дорожного происшествия, возложена финансовая обязанность возместить все расходы на реставрацию разбитой машины потерпевшего. Но при составлении договора страхования не все обращают внимание на один пункт, в котором говорится о том, что если водитель, вина которого безоговорочно доказана, уедет с места ДТП, то страховщики могут воспользоваться своим правом и в порядке регресса взыскать все средства, затраченные на возмещение причиненного компании ущерба. Этим пунктом страховые компании частенько пользуются.

Например, Новицкий Н.Н., будучи виновным в происшествии, не дождался приезда ДПС и поспешно скрылся. Потерпевшему Боброву Б.Б. ничего не оставалось, как обратиться в страховую компанию Новицкого Н.Н. с требованием выплатить ему 35 тыс. руб. на ремонтные расходы своего автомобиля. Бобров Б.Б., в соответствии с судебным решением, получил требуемую сумму. Но следом страховая компания внесла в суд регрессивный иск на Новицкого Н.Н. Она потребовала возместить ей не только 35 тыс. руб., но и те расходы, которые понесла компания на судебные издержки, когда рассматривался первый иск, а это расходы на госпошлину, оплату юриста и т.п. Иск судом был удовлетворен. Мотивацией к удовлетворению иска послужили Правила ОСАГО п. 76, где говорится о том, что виновный обязан присутствовать на месте аварии.

Это очень важно: регрессс взыскивается только тогда, когда водитель не просто оставил, а скрылся с места происшествия.

Если виновный водитель написал расписку, где подтвердил свою виновность, указал все сведения о себе и о машине, кратко описал характерные повреждения, и отдал ее потерпевшему, то ему все же грозит ответственность по КоАП РФ ч. 12.27, но к регрессивному иску страховая уже прибегнуть не сможет.

В каких еще случаях ДТП не лишают прав

Ранее были описаны исключительные случаи, но существуют и некоторые другие способы уйти от наказания. В случае, если водителем были соблюдены все требования, ГИБДД получило уведомление, но сотрудники службы не торопятся выезжать на место происшествия, то в следующих случаях можно покинуть место происшествия без нарушения административных правил:

  • если с момента первого звонка в инспекцию прошло чуть более 3-х часов;
  • второй звонок в управление ГИБДД дал понять, что в скором времени ждать инспекторов не стоит;
  • если действовать по закону, то можно спокойно покинуть место аварии.

Статья 27.5 КоАП РФ затрагивает тему ограничительной меры, которая имеет вид административного задержания. Оставаться на месте происшествия является обязанностью всех участников ДТП. Это трактуется ничем иным, как административным задержанием. Этот термин и соответствующее ему действие показывают степень ограничения свободы передвижения, как виновного, так и пострадавшего в ДТП.

пункт 1 статьи 27.5 закона № 195-ФЗ

Административное задержание, по закону, не должно быть более 3-х часов. Это значит, что водитель, который сообщил в ГИБДД о транспортном происшествии, запечатлел факт аварии с разных сторон при помощи фотокамеры, через 3 часа второй раз позвонил в инспекцию. Он в данном случае не только имеет право, но и может оставить место ДТП, чтобы решать свои дела. Но позже он должен явиться в отделение ГИБДД для того, чтобы составить протокол и получить справку, касающуюся ДТП.

Срок давности наказания за оставление места ДТП

Это тоже очень важная информация, которую необходимо знать. Срок давности наказания, предусмотренное за оставление места ДТП, по определению составляет 3 месяца. Нарушитель может быть привлечен к ответственности в течение этого времени. Как только срок истекает, он ничем не рискует и прав лишиться не может. Исключением из правил становятся случаи, где есть пострадавшие в аварии.

Некоторые граждане по своему статусу не подвергаются административному аресту. С полным перечнем таких лиц можно ознакомиться в статье 3.9 КоАП РФ пункт 2.

пункт 2 статьи 3.9 закона № 195-ФЗ

К людям из вышеперечисленных категорий может быть применено единственное наказание в виде лишения прав.

Что делать если попали в ДТП: советы юристов

  • Если Вам не удалось избежать аварии, то самое главное, что вы должны сделать — дождаться сотрудников ГИБДД.
  • Напоминаем об исключительных обстоятельствах, к которым относятся: составленный европротокол, доставка потерпевшего в медпункт из-за невозможности привлечь посторонние силы для решения этой проблемы, следование водителей в сторону поста ДПС со схемой или фото с места аварии, расчистка дороги для предоставления свободного проезда другим транспортным средствам.
  • Если сложившиеся обстоятельства относятся к разряду исключительных, то необходимо зафиксировать взаимное расположение машин, угодивших в ДТП.
  • в 2020 году наказание за оставленное место ДТП не подвергается штрафу и может принимать 2 вида: арест или лишение прав. И еще вы должны будете оплатить все расходы потерпевшего.

Чтобы советы данной статьи не пригодились вам, постарайтесь не попадать в подобные ситуации. А если у вас случилось ДТП — поступайте по совести и всегда отвечайте за свои поступки.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже. Обсудить проблему с юристом

Последнее обновление: 05-12-2019

WordPress: 7.55MB | MySQL:86 | 0,156sec